Серпико Год выпуска: 1973 Страна: США Жанр: Драма, боевик Продолжительность: 129 мин Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) Режиссер: Сидни Люмет В ролях: Аль Пачино, Джон Рэндольф, Джек Кихоу, Бифф Макгуайр, Барбара Ида-Янг, Мюррей Абрахам Описание: Рецензия Алекса Экслера:
Фрэнк Серпико (Аль Пачино) с детских лет хотел служить в полиции. Он
просто бредил этой профессией, он мечтал работать под прикрытием,
выслеживать преступников, брать их с поличным, суя пистолет в зубы, и
произносить при этом великолепную фразу, которая звучала как песня:
"Ваша карта бита, сдавайтесь!" Однако когда Фрэнк вырос, окончил
полицейскую школу и действительно отправился работать в полицию, то
выяснилось, что действительность грубо обманула его юношеские мечты. Нет-нет,
с работой под прикрытием, выслеживанием преступников всех мастей,
произведением арестов и даже произнесением знаменитой фразы оказалось
все в порядке - Фрэнк этим занимается с утра до вечера, - но выяснилось
одно обстоятельство, которое весьма сильно портило радость Фрэнка
оттого, что исполнилась его детская мечта. Имя этому обстоятельству -
коррупция в полиции. Как смог судить Фрэнк, полиция прогнила сверху
донизу и снизу до самого верха. Брали все - от патрульных до больших
начальников. Впрочем, начальники сами не брали - не хотели мараться, -
но им отстегивали патрульные. Четкое разделение труда: патрульные
выбивают деньги со всех, от мирных торговцев до преступников, а затем
дают начальству "смочить клювик". По
идее, Фрэнк, узнав о нравах, царящих в полиции, должен был сначала
прийти в ужас (что он и сделал), затем подумать, что раз все этим
занимаются, то, значит, такое положение дел должно быть в порядке
вещей, а потом Фрэнку ничего не оставалось, как принять правила игры и
начать получать весьма солидную прибавку к весьма скромному жалованью. Но,
как ни странно, Фрэнк этого не сделал. Он предпочел остаться белой
вороной, хотя негативные последствия этого шага можно было просчитать с
самого начала. Впрочем, у Фрэнка есть покровитель среди высокого
полицейского начальства, который заинтересован в искоренении коррупции
в полиции, однако высокое начальство рулит в высоких кабинетах, а там,
где работает Серпико, - рулят самые низшие чины, которые, что
неудивительно, к Серпико относятся, мягко говоря, негативно. Карьера
в полиции у Серпико, что называется, не задалась. Хотя было бы странно,
если бы он вдруг начал активно продвигаться по служебной лестнице. Как
известно, по лестнице человек не столько продвигается, сколько его
продвигают, а двигать Серпико в тех полицейских отделениях, где он
служил, никто не собирался. Наоборот, все были заинтересованы в том,
чтобы парень работал на самой грязной работе и получал как можно меньше
доступа к тому, что творится в полицейском участке. Но
Серпико никакой грязной работы не гнушался. Он действительно любил эту
работу, и ей была подчинена вся его жизнь. Фрэнк отпустил длинные
волосы и бороду, чтобы не сильно отличаться от подозреваемых, за
которыми он охотился, и он одевался точно так же, как всякие драгдилеры
в нищих кварталах. Благодаря хорошей маскировке и самоотверженности
Фрэнк поймал многих наркодельцов, но кого-то из них тут же отпустили,
потому что эти шустрые ребята быстро "подмазали" полицейских в
отделении, а кого-то засчитали вовсе не Серпико, а другим полицейским.
Потому что Серпико был парией в любом отделении. Все
полицейские знали, что Фрэнк не берет взятки, и они были уверены в том,
что парень их когда-нибудь заложит. Так что Серпико приходилось больше
опасаться своих напарников, нежели преступников, которых он
арестовывал. Оно понятно, что преступники могли влепить ему пулю. Но
друзья-полицейские также могли выстрелить в Серпико или подставить его
под пулю какого-нибудь бандита, и с этим справиться было намного
сложнее... *** Фильм
поставлен по книге Питера Мааса, в которой рассказывается совершенно
реальная история полицейского, работающего под прикрытием, по фамилии
Серпико, который всю жизнь боролся с коррупцией в полиции, получил пулю
в голову по милости своих коллег, однако сумел выжить, оставил работу в
полиции и переехал в Швейцарию. История
Серпико в фильме рассказана - как бы это выразиться - очень правильно.
То есть реалистично. Нет никакого ложного пафоса, никаких явных
натяжек. Просто коррупция, затрагивающая, как водится, не только низы,
но и верхи, и один полицейский, который в силу весьма редких принципов
с этой коррупцией борется, хорошо понимая, что ни к чему хорошему это
не приведет. Но иначе он не может, и это в фильме показано очень хорошо. Отчаяние
- вот слово, которое характеризует почти перманентное состояние
Серпико. Он ничего не может сделать с коррупцией, он не может
переделать себя, чтобы стать таким же полицейским, как его напарники, и
он ежедневно бьется головой об стену, хорошо осознавая, насколько
безнадежно все то, что он делает. Впрочем, рядом с ним изредка
появляются люди, которые также хотят изменить существующую ситуацию, но
и их действия почти всегда обречены на неудачу. Кроме
того, сотрудники отдела внутренних расследований в полиции пытаются
заставить Серпико дать показания против своих сослуживцев, и это также
приводит Фрэнка в отчаяние. Не то чтобы он не хотел этого сделать,
однако Серпико хорошо понимает, что показания вряд ли приведут к
реальному изменению ситуации, зато, дав показания, он фактически
подписывает себе смертный приговор. Аль
Пачино был номинирован на "Оскар" за этот фильм, но, как и в случае
остальных шести оскарных номинаций, статуэтку он не получил (из восьми
номинаций Аль Пачино получил только одного "Оскара" - за фильм "Запах
женщины". Впрочем, разумеется, его потрясающее актерское
дарование не зависит от того, вручили ему "Оскара" за роль или нет. В
"Серпико" он снялся на следующий год после первого "Крестного отца", и
этот фильм сразу доказал, что актерский диапазон Аль Пачино - весьма
широк. Потому что в образе Серпико нет ни малейших намеков на образ
Майкла Корлеоне. Это совершенно другой типаж - как с внешней точки
зрения, так и с точки зрения характера, манеры поведения и
мировоззрения. Серпико - фигура совершенно трагичная. И сыграно это
превосходно. Конечно, сейчас фильм
смотрится уже не так, как в семидесятые-восьмидесятые, - некоторые
приемы съемки довольно наивны, - однако если перестать обращать на это
внимание и постараться замечать явные достоинства картины, то "Серпико"
и сейчас смотрится очень неплохо, особенно учитывая тот факт, что
проблема коррупции как была актуальна тогда, так не менее актуальна и
сейчас. И многие зрители, посмотрев
этот фильм, начинают задавать себе вопрос: а что бы ты делал на месте
Серпико? Сражался бы один чуть ли не против всего мира или принял бы
условия игры, чтобы "стать, как все"? Я уверен, что 99%, если они
честны сами с собой, скажут, что они не стали бы прошибать лбом стену.
Увы, в числе этих 99% окажусь и я. Не смог бы я идти против коллег по
работе, даже хорошо понимая, что они занимаются достаточно
неблаговидными делами. Потому что это страшно - идти одному против
всех. Но в фильме рассказывается совершенно реальная история, а это
означает, что такие люди - все-таки есть. Но это, друзья мои, вовсе не
мы с вами. Это такие люди, как Серпико. Рыцари очень и очень печального
образа. Им нечего радоваться. Они прекрасно знают, что их подстрелят
свои же Скрины: Доп. информация: Премии и награды: 1974 - ОСКАР Номинирован в категориях:
1 - Лучший актер
Аль Пачино /Al Pacino/
2 - Лучший сценарист (адаптация)
Уолдо Солт /Waldo Salt/
Норман Уэкслер /Norman Wexler/ 1974 - ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС Победитель в категориях:
1 - Лучший актер (драма)
Аль Пачино /Al Pacino/ Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: 608x352, Xvid, 25fps, 930 Kbps, 0,18 b/px Аудио: 2ch (russian-6ch,english-2ch), 48000 Hz, 192 Kbps, ATSC/A-52 Dolby AC3