Алиса в стране чудес - создание фильма
В 1863 году двое молодых джентльменов (одним из которых был математик и
писатель Чарльз Лютвидж Доджсон) в компании юных дочерей вице-канцлера
Оксфордского университета отправились на лодке вверх по течению реки
Темза. На протяжении прогулки Доджсон рассказывал сочинённую им самим
историю о приключениях девочки Алисы. Сказка очень понравилась одной из
дочерей, которую тоже звали Алиса, и она попросила Джонсона
законспектировать текст для неё. Подаренная год спустя рукопись стала
лишь началом пути - 4 июля 1865 г. свет увидела книга под названием
«Алиса в Стране чудес». Автором этого произведения на обложке значился
Льюис Кэрролл - под этим псевдонимом в реальности скрывался Доджсон.
Сказка о провалившейся в кроличью нору девочке Алисе, и о последовавших
за этим приключениях в сказочной стране, ещё на заре прошлого века стала
ярким представителем культурного наследия Великобритании,
произведением, известным на весь мир. Впоследствии книга была не только
переведена на сотни иностранных языков, но и не единожды экранизирована.
Согласно данным Википедии, сказку переносили на кино- и телеэкраны в
виде художественных и анимационных фильмов более десяти раз. Пожалуй,
наиболее известной экранизацией «Алисы» является мультфильм производства
компании Disney, выпущенный в прокат в 1951 году. Спустя почти полвека с
момента его выхода студия Уолта Диснея решила вновь вернуться к этой
теме, однако на этот раз уже в виде кинофильма и в модном нынче формате
3D.
Ворота в страну чудес
Сюжет сказки Кэрролла знаком практически каждому - последовавшая в нору
за Белым Кроликом девочка Алиса попадает в сказочную страну, на пути
странствования по которой встречается с различными её обитателями: Белым
Кроликом, Синей Гусеницей, Чеширским Котом, Безумным Шляпником и его
компаньоном – Мартовским Зайцем, и, наконец, Королевой Червей. «По
большей части, я узнавал более подробно обо всех этих классических
персонажах благодаря музыке и иллюстрациям, нежели по уже поставленным
экранизациям сказки», – говорит режиссёр Тим Бёртон. «Проблема
заключается в том, что хотя они и являются довольно интересными, однако
не могут похвастаться активным повествованием. Каждая виденная мною
версия пасует в одном и том же месте - не по годам развитая девочка
встречается с кучкой чудаков. Мультфильм Disney, пожалуй, наиболее
известен, однако и наименее успешен с коммерческой точки зрения».
Идея же «освежить» классическую сказку принадлежит сценаристке Линде
Вулвертон, являющейся автором и соавтором сценариев к мультфильмам
Disney «Красавица и чудовище» и «Король лев». Она решила отойти от
оригинального сюжета сказки Кэрролла, внеся в него некоторые
«косметические» изменения. Согласно новой завязке истории, Алиса –
19-летняя девушка, недавно потерявшая своего отца. Во время пребывания
на званом вечере она получает публичное предложение выйти замуж, которое
выводит её из состояния равновесия. Сбежав с празднования, она замечает
белого кролика, и, последовав за ним через лабиринт и кроличью нору,
попадает в Страну чудес, в которой, как позже оказалось, она уже
побывала в шестилетнем возрасте, но напрочь об этом забыла.
Иллюстрации, подготовленные
художником Артуром Рэкхемом к переизданию «Алисы в Стране чудес» в 1907
году
По словам Вулвертон, «первым вопросом, который я задала себе,
было - а что если она вернётся назад в страну чудес, где уже была
раньше? В таком случае как мне переработать историю?». Согласно мнению
писательницы, к такому выводу она пришла после того, как задумалась над
проблемой, связанной со структурой текста. «Это невероятная книга. Герои
замечательны и незабываемы. Я преклоняюсь перед Льюисом Кэрроллом,
однако исходя из сказки Алиса – это девочка, которая не меняется на
протяжении всей истории. В ней нет никакой опасности, нет эмоций».
Дабы сделать повествование более активным с точки зрения экранного
действия, Вулвертон добавила в сценарий события из поэмы Кэрролла
«Бармаглот», которая фигурирует в книге-продолжении «Алиса в
Зазеркалье». Таким образом, сценаристка хотела дать героине возможность
не просто «прожить» один день в стране чудес, но и определить
собственную судьбу.
В отличие от книги и оригинального мультфильма Disney, в новой
экранизации Алиса больше не предстаёт перед зрителем в виде любопытной
девочки со светлыми волосами и в белом переднике. Зрителю открывается
образ взрослой девушки, утратившей веру в будущее и в саму себя. «Смерть
её отца унесла с собой и часть Алисы», – говорит Вулвертон.
Писательница знакома с этими чувствами не понаслышке, поскольку сама
потеряла своего отца в 19 лет.
Более мрачной оказывается и Страна чудес. Несмотря на пышную
растительность, россыпи больших грибов и вычурных живых существ,
окружающую обстановку портят следы опустошения и разорения. По словам
режиссёра картины Тима Бёртона, его собственное видение обновлённой
Страны чудес базируется на рисунках Артура Рэкхема, иллюстрировавшего
переиздание «Алисы в Стране чудес» в 1907 году, а также на чёрно-белой
фотографии английской семьи, пьющей чай на фоне пребывающего в плачевном
состоянии Лондона времён Второй мировой войны.
Неразлучная парочка - режиссёр Тим
Бёртон и «Безумный шляпник» Джонни Депп
Вулвертон признаётся, что была несказанно рада, когда узнала о
назначении на режиссёрское кресло проекта Тима Бёртона. «Я не могу
похвастаться богатым визуальным воображением», – говорит она. «Тим же
видит мир в своём уникальном цвете, и затем как бы приглашает вас в
него. Согласие Бёртона участвовать в производстве выглядело для меня
этим приглашением». Режиссёр был вовлечён в проект в апреле 2007 года,
когда подписал контракт со студией Disney на съёмки двух фильмов в
формате 3D, одним из которых и была «Алиса».
В кроличьей норе
В то время, как натурные съёмки велись на территории полуострова
Корнуэлл в Англии, все сцены, действие которых происходит в Стране
чудес, были сняты на фоне «зелёного экрана» в павильонах Culver City
Studios в Лос-Анджелесе.
«Процесс работы над «Алисой» был совершенно противоположен моему
обычному подходу к съёмкам фильмов», – говорит Тим Бёртон. Стадия
монтажа включала в себя не только монтирование видеоряда, но и
основательную его доработку при помощи визуальных эффектов путём
добавления в сцены окружающей обстановки, предметов инвентаря и, конечно
же, персонажей картины. «Обычно я снимаю на протяжении шести или более
месяцев, после чего монтирую готовые сцены. В данном же случае весь
материал приобрёл законченную форму лишь в самом конце работы над
фильмом».
Процесс создания кадра - съёмки на
фоне «зелёного экрана», добавление чернового варианта сгенерированного
на компьютере фонового изображения, окончательный вариант
Съёмочный процесс «Алисы» был осложнён тем, что, по словам
режиссёра, это была первая картина, в процессе работы над которой ему
пришлось столь долго работать с «зелёным экраном». В предыдущих картинах
Бёртона в подавляющем большинстве сцен в качестве фонов использовались
реальные декорации, и их отсутствие в новом фильме было большим
испытанием для него. «Длительное пребывание в окружении зелёных стен,
пола и потолка способно навредить кому угодно», – сетует режиссёр. «У
всех нас развилась зелёная лихорадка, съёмочная команда просто сходила с
ума». В итоге Бёртону во время стадии постановки, 40 дней из которой
ушли на съёмки сцен на фоне «зелёного экрана», пришлось носить
прикреплённые к очкам линзы лавандового цвета, дабы уменьшить негативный
эффект, оказываемый на глаза.
Незаменимым для Бёртона при работе над «Алисой» оказался
художник-постановщик Роберт Стромберг, до этого успевший поучаствовать в
создании «Аватара» Джеймса Кэмерона. По его словам, многое из
опыта, полученного на предыдущем проекте, удалось реализовать в новой
картине. «Я знал, что по большей части нам предстоит иметь дело с
«зелёным экраном». Посему мне казалось, что наилучшим способом было бы
продемонстрировать Тиму Бёртону, чем же будут впоследствии заполнены все
эти большие экраны. Поэтому я взял весь багаж знаний, приобретённый во
время работы над «Аватаром», и применил его к «Алисе». Разница между
работой над двумя фильмами заключалась в том, что в случае с картиной
Бёртона на съёмочной площадке присутствовали живые актёры,
взаимодействующие с окружающей обстановкой. В результате Стромбергом
были также подготовлены частично натурные сцены, в которых герои фильма
могли дотрагиваться до физических объектов, и наблюдать результат своего
взаимодействия с ними. Для облегчения работы с «зелёным экраном» была
использована техника «виртуальной камеры», применявшаяся в «Аватаре»
Джеймса Кэмерона: на стадии постановки художниками была смоделирована
низкополигональная окружающая обстановка каждой сцены. Используя
маркеры, закреплённые на костюмах для «захвата движений», а также
сенсоры на кинокамере, Тим Бёртон имел возможность наблюдать актёров на
фоне компьютерных декораций в режиме реального времени прямо на
съёмочной площадке.
По словам монтажёра Джейси Бонда, съёмка почти всего фильма на цифровые
кинокамеры дала значительные преимущества. Если для сцен в реальном мире
Алисы были использованы натура и декорации, эпизоды в Стране чудес
снимались в павильонах, и практически все требовали дополнительной
обработки на компьютере. Команда Бонда соединялась со съёмочным
павильоном через высокопроизводительные серверы, и работала с
отставанием всего лишь в 20 минут от текущей съёмки. Как только
заканчивалась работа над сценами определённого эпизода, Джейси и его
помощники загружали отснятый материал в монтажную систему Avid Media
Composer, и начинали процесс редактирования. Готовый «черновой» вариант
смонтированных сцен демонстрировался Бёртону в конце каждого дня во
время просмотра отснятого за день материала.
Процесс создания кадра с участием
Красной королевы отличается от обычного этапом по увеличению головы
персонажа
Сказочные превращения
Обладая поистине безграничной фантазией, Тим Бёртон любит
собственноручно создавать зарисовки персонажей своих фильмов. Очень
часто эти эскизы становятся основой для художников, работающих над его
картинами. В случае с Джонни Деппом, играющим в фильме Безумного
Шляпника, для придания его персонажу экстравагантной внешности Бёртон
предложил специалистам по визуальным эффектам увеличить размер глаз
актёра на 15%, что, совместно с яркими контактными линзами, чудаковатой
причёской, а также костюмом, придаёт ему в итоге поистине безумный вид.
Если Депп «обошёлся» лишь изменением размера глаз, Красной Королеве, в
исполнении жены Бёртона, – Хелены Бонем Картер, пришлось щеголять на
экране с «распухшей» головой. По словам Керри Вилегаса, одного из
супервайзеров студии Sony Pictures Imageworks (SPI), режиссёр любит
изображать героев в своих зарисовках с измененными пропорциями, обычно –
увеличенными головой и глазами. В случае с Красной Королевой Бёртон и
художники студии сошлись во мнении, что этот персонаж стоит сделать как
можно более комичным. В итоге в фильме её голова была увеличена в два
раза по сравнению с нормальными для человека размерами.
Дабы воплотить эффект в жизнь, параллельно с использованием обычной
камеры с FullHD разрешением 1920x1080 (2 тысячи пикселей) съёмочная
бригада использовала камеру Evolution производства Dalsa, обладающей
вчетверо большим разрешением (4096x2048, 8 тысяч пикселей). Благодаря
этому можно было не беспокоиться за возможные потери качества при
последующей цифровой обработке. «Мы снимали Красную королеву в 8К, а
затем уменьшали изображение до псевдо-FullHD разрешения 2160x1080», –
рассказывает Вилегас. «Итак, используя разработанное нами программное
обеспечение, мы уменьшали кадр, включая её тело и голову, при этом у нас
в распоряжении оставалась и изначальная версия, голову актрисы из
которой мы затем помещали поверх уменьшенной». По словам супервайзера,
из почти 2500 планов с визуальными эффектами в фильме около 500 из них
пришлось на королеву.
Манипуляции по созданию двух
персонажей из одного актёра. Мэтт Лукас – слева
Довольно нетривиальным был процесс создания Траляля и Труляля. По
словам Бёртона, своё вдохновение при разработке их дизайна он черпал из
фильма «Сияние» Стэнли Кубрика, в котором фигурируют две жуткие
девочки-близняшки. Голос, мимику лица и движения тела близнецам подарил
актёр Мэтт Лукас. Поскольку в сценах Траляля и Труляля присутствуют
вдвоём, а актёр в наличии был лишь один, съёмка каждой из сцен с
участием братьев производилась дважды. Лукас играл каждого из братьев по
очереди, тогда как компанию ему составлял дублёр Итан Кон. «Я могу быть
лишь одним из этих персонажей одновременно», – говорит Лукас. «Итан –
отличный актёр, и его помощь в качестве дублёра действительно помогла
воплотить персонажей в жизнь». После завершения съёмки данные,
полученные в результате захвата движения, передавались группе художников
SPI, которые использовали их для анимации близнецов.
Присутствуют в картине и полностью цифровые персонажи. Среди них – Белый
Кролик, который заводит Алису в Страну чудес. Зверёк был смоделирован и
анимирован на компьютере без использования техники «захвата движения»
за исключением лица озвучивавшего его актёра Майкла Шина, мимика
которого была использована для «оживления» кроличьей мордашки.
Достаточно нетривиальной задачей для художников и аниматоров SPI было
совмещение различных по размеру персонажей в одном кадре. К примеру, по
сюжету фильма рост Алисы на протяжении её странствия по Стране чудес
несколько раз меняется в достаточно широком диапазоне – от 15
сантиметров до девяти метров. При этом часто в кадре, кроме неё самой,
присутствовали и другие актёры. Для имитации различий в размерах в ход
шли всевозможные ухищрения: подставки в виде табуреток, ходули,
уменьшенные копии декораций, а также изменение перспективы и съёмка
сцены в несколько проходов.
Процесс создания полностью цифрового
персонажа: зарисовка Тима Бёртона, низкополигональная трёхмерная модель,
окончательный вариант, кролик с добавленными шерстью и одеждой и,
наконец, готовый кадр с фоновым изображением и освещением всей сцены
Алиса в трёхмерном формате
Хотя стадия постановки длилась относительно недолго, всего два с
половиной месяца, пост-продакшн отнял у создателей фильма более года. За
это время для картины было создано около 2500 планов с визуальными
эффектами, записаны звук и музыка, а также произведена конвертация
видеоизображения в стереоформат.
В отличие от «Аватара», Бёртон принял решение снимать «Алису»
традиционными 2D-кинокамерами, а конвертацию в 3D-формат производить уже
на стадии монтажа. «Существует несколько причин, по которым был выбран
этот вариант», – говорит Бёртон. «К примеру, мы были ограничены рамками
времени, и у нас не было пяти или шести лет в запасе. Также я
чувствовал, что используемые нами техники – чистая анимация, съёмки на
натуре, а также другие элементы, добавляемые нами, впоследствии давали
больше свободы в определении глубины кадра при формировании
стереоизображения. В конце концов, я просто не видел разницы. Выбранный
способ был более чем достаточным для решения поставленной перед нами
задачи».
Большая часть событий фильма происходит в Стране чудес, которая создана
практически целиком при помощи визуальных эффектов. «Поскольку
окружающая обстановка состояла из компьютерной графики, она была
изначально создана в 3D, а элементы сцены, снятые при помощи
традиционных кинокамер, были впоследствии подвергнуты конвертации», –
говорит Джейси Бонд. «Нам пришлось заниматься обработкой стереоданных
как только мы начали получать визуальные эффекты от занимающихся ими
студий. Процесс растянулся на год с лишним, да и стартовал он уже после
стадии постановки».
Конвертация двухмерного изображения в стереоформат состояла из следующих
этапов: как только у команды Бонда на руках оказывалась удовлетворяющая
их 2D-версия сцены, она приступала к её просмотру в 3D. Первый «прогон»
видеоряда осуществлялся, главным образом, с целью определить в общем
«глубину» изображения – степень трёхмерности окружающей обстановки, а
также разделение между отдельными её элементами. По словам Бонда: «Мы
просматривали материал в 3D благодаря способности Media Composer
комбинировать раздельное изображение для левого и правого глаз в единый
стереоряд, и показывать его на нескольких дисплеях, которые были
расположены у нас в монтажной комнате. Естественно, монитор не даёт
возможности объективно оценить результат, и потому в конечном итоге мы
заканчивали просмотр в полноценном кинозале».
После определения необходимых для сцены параметров за дело брались
сотрудники Sony Pictures Imageworks. Благодаря тому, что 90% фильма было
создано при помощи компьютерной графики, художники и аниматоры имели
полный контроль над практически каждым элементом в кадре. Поэтому они
могли менять их размеры, а также положение относительно левого или
правого глаза для достижения наибольшего стереоскопического эффекта.
В стремлении извлечь из 3D максимальный эффект создателям «Алисы»
пришлось незначительно отредактировать фильм, главным образом изменив
углы обзора и кадрирование. В некоторых сценах для стереоверсии пришлось
удалить часть фоновых элементов, расположенных в кадре, поскольку при
просмотре они сильно выделялись. Поэтому в визуальном плане обычная
«Алиса» несколько выигрывает у стереоварианта. Впрочем, 3D IMAX-версия
картины отличается от них ещё больше. «Экран IMAX столь большой, что вам
очень сложно полностью охватить его зрением слева на право», – говорит
Бонд. «Зритель фокусируется на центральной зоне, тогда как изображение
по краям улавливается лишь периферийным зрением». В итоге специально для
фильма, демонстрируемого в кинотеатрах IMAX, количество фоновых
элементов ближе к краям кадра было увеличено.
Время собирать урожай
Изначально премьера фильма была запланирована студией Disney на 2009
год, однако из-за более позднего старта съёмочного процесса студия была
вынуждена перенести её на март 2010 г.
За неделю до выхода фильма на экраны мир облетела новость о том, что ряд
крупных сетей кинотеатров Великобритании, Голландии и Италии объявили
бойкот Disney, и решили отказаться от проката «Алисы». Как оказалось,
проблема заключалась в желании студии сократить окно между стартом
проката и выпуском фильма на цифровых носителях с четырёх с половиной до
трёх месяцев. По мнению представителей сетей, сокращение проката фильма
негативным образом повлияло бы на окупаемость инвестиций, вложенных в
переоборудование кинотеатров для поддержки 3D формата.
Впрочем, уже на следующий день общественность совместно с актёрами и
съёмочной бригадой картины вздохнули с облегчением - в результате
переговоров между Disney и объявившими бойкот сетями кинотеатров, было
подписано компромиссное соглашение и представители последних всё же
согласились пустить «Алису» в прокат.
Уже первый премьерный день показал, что новую картину Тима Бёртона ждёт
коммерческий успех: 41 миллион долларов в США – лучший старт среди всех
фильмов режиссёра. Итоговые сборы за первый уик-энд составили 116,3
млн. долл., и это лишь начало. Более того, если приплюсовать 94 млн.
долл., собранных картиной в мировом прокате, итоговая сумма в 210
миллионов долларов позволила «Алисе» занять четвёртую строчку в рейтинге
самых кассовых премьерных выходных. Возврат потраченных на создание
картины 250 млн. долл. является лишь делом времени.
Признание «Алисы» критиками и широкой публикой, а также высокие кассовые
сборы, не мешают Тиму Бёртону думать о дальнейшем творческом будущем.
Следующим его фильмом должна стать полнометражная экранизация
телесериала «Тёмные тени», повествующего о похождениях 175-летнего
вампира Барнабаса Коллинза. Главную роль в картине - и это никого уже не
удивляет - исполнит Джонни Депп.
Кроме того, в планах режиссёра римейк собственной короткометражной ленты
«Франкенвини», снятой им в 1984 году, и являющейся пародией на картину
«Франкинштейн» 1931 г. Джеймса Уэйла. На данный момент, согласно
графику, новая работа режиссёра должна появиться на экранах кинотеатров в
ноябре 2011 года.
Учитывая неиссякаемый энтузиазм Тима Бёртона, а также его талант, можно
не сомневаться, что в будущем нас ждёт ещё немало выдающихся лент и
запоминающихся персонажей, как это было в очередной раз доказано фильмом
«Алиса в Стране чудес».
|